Кто такой «Внутренний Родитель»?
Как он формируется?
Кто такой — «Внутренний Родитель»?
Внутренний Родитель отражает установки и поведение родителей, а также взрослых, которые оказывали на
нас влияние.
Внутренний Родитель мыслит категорией «надо» и отвечает за понимание, следование социальным нормам,
а также поддержку внутренней и внешней безопасности.
Внутри каждого человека уживаются два родителя: заботливый и критикующий.
Как формируется Внутренний Родитель?
Формируется постепенно, пока человек взрослеет — на основании его
окружения, из того как с ребенком общались и обращались в детстве и
какие он из этого сделал выводы.
Внешние родительские фигуры постепенно интроецируются, и получается
собирательный образ.
Где может быть, например, 30% от мамы, 30% от папы, 25 % от бабушки, 5% от дедушки, 10% от учительницы
или воспитательницы.
В итоге, например, Внутренний Родитель может получиться на 20% заботящийся, и на 80% критикующий
и подавляющий.
Человек начинает сам с собой так же обращаться во взрослом возрасте, как с ним обращались в детстве.
И более того, так же обращается и со своими детьми.
Именно поэтому люди сначала говорят: «Я никогда не буду так поступать
с собственным ребенком, со мной так ужасно обращались в детстве».
А потом делают точно также — потому что обещают они и говорят «я никогда»
из детского состояния, а действуют потом из родительского, повторяя всё те
же способы поведения.
Критикующий внутренний родитель.
Как это проявляется?
Отсутствие веры в себя;
Боязнь нового;
Множество страхов в разных сферах;
Высокая тревожность;
Недоверие к миру;
Неумение расслабиться, делегировать;
Жесткий трудоголизм.
Жизнь под гнетом критикующего родителя превращается в обслуживание
чужих ожиданий и собственных страхов.
Внутренний критик — основа сопротивлений, что несет в себе много
вторичных выгод.
Но есть и хорошие новости: с внутренним критиком можно договориться.
Какие могут быть вторичные выгоды от критикующего родителя?
Например, вы хотите достигнуть новой цели, критик говорит: «Зачем тебе это необходимо?
И так же нормально жили! Куда ты лезешь? У тебя может не получиться. Оно тебе надо?».
И вы думаете: «Зачем мне все это нужно? Пусть все останется, как есть».
Это состояние вроде как меня «оберегает».
Вторичная выгода – это состояние, которое сохраняет нас от действий,
связанных со стрессом и риском.
Как следствие, мы получаем спокойствие, можем валяться на диване и
ничего не делать.
Мы также можем влиять на внутреннего родителя, как и он на нас, ведь это
не более, чем часть нашей личности.
У большинства людей есть страх критики, потому что он затрагивает другие глубинные страхи: быть отвергнутым,
ненужным, неважным, неправым и ничтожным.
Но важно понять, что вы уже взрослые.
Вам нужно научиться не впадать в детское состояние, когда вы сталкиваетесь с критикой, а снижать ее давление
и выдерживать.
Как это сделать?
Научитесь запрашивать критику.
Например, когда создаете какой-то продукт, спрашивайте мнение людей
по поводу этого.
Расспрашивайте мнения других незнакомых людей.
Разумеется, это могут быть как положительные и нейтральные отзывы,
так и негативные.
Если использовать ее в малых дозах, то она формирует иммунитет к сильной (большей) критике.
Заботливый внутренний родитель.
Заботливый родитель – это та субличность, которая поддерживает, когда случаются неудачи, упадок сил.
Как это проявляется?
Когда вы себе говорите: «Ничего страшного, у меня все получится, я смогу, я справлюсь», и когда верите в себя.
Заботливый и любящий родитель обеспечивает веру в личные силы, отсутствие страхов, доверие миру.
Рождается внутренний родитель из позитивного детского опыта.
По факту это проекция взрослых, которые поддерживали вас в детстве.
Такой позитивный опыт позволяет приобрести внутренние опоры и
уверенность в том, что все получится, что все ошибки – это нормально.
Внутренний родитель в терапии.
Можно работать с чувствами и отношениями внутреннего Ребенка и
Родителя — там часто бывает много невыраженных и неотреагированных чувств (таких как боль, обида, тревога,
страх, гнев, агрессия, бессилие, беспомощность, безнадежность), и бывает много претензий.
Цель терапии — убрать внутренний конфликт между родительской и детской частью, и наладить между ними
взаимодействие на новом уровне: поддержку, доверие и сотрудничество.
В результате внутренний Родитель становится поддерживающим и заботящимся.
А внутренний Ребенок становится свободным, творческим, способным играть и радоваться жизни.
O. Zhelezkov.
Каримова Дарья.
Получай статьи прямо на почту: