Как работать с гневом.
Гнев может быть функциональным, полезным.
В таком случае он помогает отстоять свои границы, права и интересы.
Такой гнев можно назвать раздражением, негодованием, недовольством и т.д.
Но также гнев может стать разрушительным, чрезмерным и неуправляемым.
Это нездоровый, дисфункциональный гнев.
Все мы испытываем и ту, и другую эмоцию.
Но полезно научиться переводить нездоровый гнев в здоровое раздражение.
Для начала важно проанализировать каковы последствия нездорового гнева.
Хотя он может помогать решить некоторые проблемы и приносит порой
удовлетворение, но обычно сильно вредит отношениям, самочувствию и
часто неэффективен.
Можно сравнить нездоровый гнев с кувалдой, которой можно забить гвоздь
в стену, но при этом придется повредить стену.
Здоровое раздражение — это подходящего размера молоток для каждого гвоздя, который забивает их эффективнее,
сохранив стену целой.
Для начала важно научиться замечать эпизоды нездорового гнев, а затем скрывающееся за ним иррациональное
отношение: “Люди абсолютно не должны так поступать! Это ужасно, что они себя так ведут. И невыносимо.
Они реально плохие люди”.
Затем нужно оценить это отношение вопросами и аргументами: “Какова польза такого отношения?
Каковы аргументы и факты за и против такого отношения? Оно логично?
Реалистично?”
Потому важно сформулировать рациональное отношение: “Я не одобряю,
мне категорически не нравится поведение этих людей, но, к сожалению,
они могут себя так вести, если захотят. Если это возможно и полезно, то я
буду стараться предотвратить их поступки или помешать им так себя вести,
но нет гарантий, что у меня получится. Очень плохо, что они так себя ведут, но это не самое плохое, явно
не всемирная катастрофа. Их поведение реально плохое, но оно не делает их плохими людьми вообще, они
просто несовершенные люди. То, что они себя так ведут сложно терпеть, но возможно. К тому же я буду стараться
изменить ситуацию по возможности”.
Это отношение также можно оценить на предмет логичности и реалистичности.
Это оценивание и напоминание рационального отношения можно делать до, во время и после ситуаций,
которые провоцирует гнев.
Со временем при регулярной тренировке можно быстро научиться
переводить нездоровый гнев в здоровое недовольство.
Хотя совсем от нездорового гнева возможно не получиться избавиться,
но можно научиться реже его испытывать.
Из вспомогательных методов можно использовать избегание провоцирующих ситуаций, переключение и
отвлечение внимания.
Но важно это делать осторожно, так как при избегании сложно научиться переводить гнев в здоровое недовольство.
Однако с помощью избегания можно “не наломать дров”, если еще не сформированы другие навыки
управления гневом.
В итоге лучше не избегать конфликтных ситуаций, тренируясь справляться с нездоровым гневом.
Помимо этого полезно использовать навыки осознанности, которые позволяют дистанцироваться от нездорового
гнева и вызывающих его иррациональных мыслей: наблюдение и описание своих мыслей, физических
ощущений, эмоции.
Это также важно тренировать регулярно.
Другой важный момент- тренировка навыков общения.
Эффективное общение подразумевает сообщение о своих чувствах, описание
произошедшего факта, своего рационального отношения, уверенное
выражение просьбы или требования: “Я раздражаюсь, когда ты кладешь
грязную ложку на стол.
Я прошу тебя класть ее в раковину.
Так легче потом убираться”.
Это не гарантирует решения проблемы, но позволяет не ухудшить ситуацию и повышает шансы на выполнение
просьбы без ухудшения отношений.
Облегчить ситуацию также может решение практической проблемы.
Если гнев возникает из-за того, что кто-то громко хлопает дверью, то иногда проще просто ее отремонтировать,
если есть такая возможность.
С. Попов.
Каримова Дарья.
Получай статьи прямо на почту: