Несколько основных признаков
психического здоровья по Н. Мак-Вильямс.
«…З. Фрейд считал основными признаками психического здоровья
(и основными целями психоанализа)
способность любить и способность работать.
Н. Мак-Вильямс добавляет: и способность играть.
И она называет еще несколько признаков душевного психологического здоровья.
Но эти три включают в себя большую часть остальных.
Чтобы человек мог любить, работать и играть, получая удовольствие от этих занятий, он так или иначе
должен обладать и остальными признаками.
А теперь все признаки по порядку, из конспекта:
1. Способность любить другого таким, какой он есть, без идеализации,
нормальной для влюбленности.
Зрелая любовь принимает другого как несовершенную личность
с недостатками и слабостями.
То есть она способна видеть эти недостатки и не отворачиваться от любимого,
а также не нуждается в том, чтобы вытеснять, не замечать недостатков,
потому что она способна вынести несовершенство любимого.
Также отношения зрелой любви включают в себя искренность и преданность.
2. Способность работать.
Это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное
существование, и ходить на нее.
Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение
от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который
из этого дела извлекает для себя.
3. Способность играть.
Игра необходима в развитии детенышей млекопитающих.
Оказывается, одна из систем, отвечающих в мозге за мотивацию, связана с игрой.
Также есть четкая связь между игрой и способностью к концентрации, сосредоточенности.
Игра развивает способность к символизации и построению метафор.
Отношения игры принципиально отличаются от отношений доминирования,
и в совместных играх развивается способность чувствовать другого человека,
получать удовольствие, развивается воображение.
Взрослым людям также необходимо продолжать играть, чтобы поддерживать
эти способности.
4. Способность к безопасной привязанности.
Ребенок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить
отношения на основе безопасной привязанности.
С возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения человек, не изменяется.
Поэтому, если в детстве он не получил опыта безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить
безопасные отношения.
Однако это не безнадежная ситуация.
Исследования показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в результате постоянных
безопасных отношений, длящихся не менее пяти лет.
Любовь действительно лечит, хотя человеку в таком положении крайне трудно завести и сохранить
такие отношения.
В безопасной эффективной терапии признаки обучения безопасной привязанности появляются к концу
второго года работы.
5. Способность к автономии.
Опирается на чувство собственной силы и независимости.
Связано с поисковой системой в мозге.
На функционирование этой системы влияет в первую очередь допамин.
Эта способность разрушается в результате употребления наркотиков.
6. Постоянство «самости», идентичности, интеграция, постоянство объекта.
Сюда входит и способность выносить разные состояния сознания в одно и
то же время, например, амбивалентные чувства к одному человеку, одновременно гнев и любовь,
раздражение и нежность.
Способность описывать в целостности себя и других.
Не «он чудовище» или «я отвратительный», не «он идеальный» или «я само совершенство», а во всей
полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами.
Сюда же относится чувство связанности во времени, ощущение
постоянства личности: вот я был ребенком,
вот я взрослый тот же человек, и т.п.
И здесь же — чувство единства с телом: это часть моей личности, это я,
я забочусь о нем.
7. Сила эго.
Это способность преодолевать стресс, отвечать на стресс адекватными способами.
К неадекватным реакциям на стресс относятся наркотики, отыгрывание, регресс до беспомощности, ригидность.
То есть какой-то механизм защиты на все случаи.
Эта способность пока не слишком хорошо изучена, больше известно о том, как проявляется ее слабость.
Предполагается, что если в первые шесть лет условия развития были достаточно хорошими.
То это служит «прививкой» от неадекватной реакции на стресс и травму в дальнейшем.
Эта способность может быть разрушена сильным травматическим опытом, превосходящим
«пропускную способность» психики.
Так что речь идет о большей или меньшей степени устойчивости, силы эго.
8. Реалистичная надежная и крепкая самооценка.
Такой человек способен видеть свои недостатки, но относится к себе
в целом хорошо.
Он способен учиться на ошибках, потому что может признавать их и
не подвергать себя жестокой критике.
Он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но
не требует невозможного совершенства, дружелюбен к себе.
9. Ценности, нравственный центр личности.
10. Способность выносить свои эмоции, испытывать весь спектр эмоций.
Даже люди, принадлежащие к самым разным культурам, опознают друг у друга семь основных эмоций:
заинтересованность, удовольствие, стыда, страх, подавленность, пренебрежение, отвращение.
А также выражение лица, по которому мы понимаем, что человек врет.
Эксперименты с видеозаписью лиц показали, что примерно каждые 8 секунд выражение лица хоть
немного изменяется.
Мы довольно чувствительны к этому и замечаем, когда этого не происходит: лицо человека тогда
кажется застывшим, мертвым, маской.
В контакте с другим человеком мы довольно быстро перенимаем
выражение лица другого.
Способность выносить все свои эмоции опирается на способность отделять
мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю
реальность действия от внутренней реальности.
Например, если я испытываю гнев — это не равно нападению на другого.
11. Способность различать себя и другого, способность к осознаванию, инсайту.
Проверка реальности.
Отражающая функция сознания.
Способность взглянуть на свои безумные части.
Есть огромная разница между безумным человеком и человеком, отдающим себе отчет в том, что он
может обезуметь.
Одним из важных показателей способности осознавать себя является чувство юмора, способность
увидеть происходящее как бы со стороны.
12. Чувство отдельности.
Осознание того, что ты это ты, а другой это другой.
Что его мотивы могут отличаться от тех, которые ты ему приписываешь, что его действия не обязательно
связаны с тобой.
Когда чувства отдельности нет, есть иллюзия, что если я чувствую к кому-то какое-то чувство, то это он
заставляет меня чувствовать это.
Отдельность позволяет понимать, что у другого есть намерения, исходящие из его собственных контекстов.
В норме ребенок около трех лет начинает понимать, что происходящее
вокруг не обязательно направлено на него или связано с ним, он начинает
замечать, что родители — отдельные люди и имеют между собой отношения,
не связанные с ребенком.
13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами.
Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.
14. Баланс между ориентированностью на себя и ориентированностью на социум, на близких.
Люди, не достигшие равновесия в этом отношении, как в ту, так и в другую сторону, имеют признаки депрессии.
В одном случае это будет одиночество и экзистенциальное отчаяние, в другом — «я плохой, со мной что-то не так».