Еще одна психотехника для работы со страхами.
«Страшно молчать — молчи!
Страшно кричать — кричи!
Страшно идти — иди!
Страх. Паника. Бегство.
Безусловный рефлекс — «бей или беги».
Если страх у тебя внутри, некогда бить — беги!..»
Это про инстинкт самосохранения.
Остановись.
Страх указывает на точку роста.
Он задаёт вектор для движения на новый уровень.
Простая техника для работы со страхами:
Разделись с ним.
Посмотри на страх с позиции наблюдателя и поговори с ним.
Итак:
Стандартная техника пустого стула.
Берём стул.
Берём лист бумаги и пишем слово СТРАХ (не уточняй чего, так будет эффективнее).
Лист бумаги кладём на стул, садимся напротив стула и начинаем визуализировать страх в образ.
Ты можешь представить его в виде старушки, или мужчины,
возможно он будет похож на колючего ежика или котёнка.
Нет правильного ответа — есть только твой внутренний образ.
Представление о страхе есть?
Поговори с ним, как с хорошим другом или наставником.
Прими страх, дай ему место и слово.
Спроси его о том зачем он пришёл?
Что он хочет показать тебе?
Попробуй услышать ответы изнутри (не придумывай и не анализируй).
Попробуй пересесть на стул и почувствовать, что страх — это ты!
Поговори от лица страха сама с собой.
Завершив практику, поблагодари образ.
Скажи ему, что ты принимаешь его, как часть себя, видишь и слышишь его.
Теперь вторая часть.
Бери ещё листы бумаги.
На одном напиши «Я», на другом — свой страх, без «боюсь».
Например, хочется написать: «я боюсь летать на самолёте».
Пиши — «ЛЕЧУ НА САМОЛЕТЕ».
На третьем — «ХОЧУ».
Теперь кладём листочки дорожкой на пол (вместе с первым, где лист со словом СТРАХ).
«Хочу», Я, «Страх» (со стула) , «Лечу на самолёте».
Помните игру «умники и умницы»?
Встаём на слово «хочу» и смотрим вперёд на листочки «Я», «Страх», «Лечу на самолёте».
Что ты чувствуешь, когда смотришь на этот путь с позиции хочу?
Осознание есть?
Делай шаг вперёд и становись на «Я».
Почувствуй ситуацию тут.
Когда «Я» стоит между «Хочу» и «Страх»?
Переступи на листочек «Страх» и чувствуй его.
Оглянись назад.
Посмотри комфортно ли, что твоё «Я» и «Хочу» стоят за страхом?
Попробуй поменять листочки местами.
Найди свою формулу комфортного их расположения так, чтобы «Страх» находился за «Я».
Почувствуй, как тебе в позиции «Я», когда уже преодолен «Страх».
Переступай на листок цели «Лечу на самолёте».
Закрой глаза и представь, что хорошего в этом моменте, куда ты можешь летать?
Какие возможности открывает тебе эта позиция?
Поблагодари свой страх.
И убери листочки.
Сделай эту практику несколько раз.
И в голове появится новая нейронная связь и программка.
А теперь история из практики.
«…Я всегда боялась самолётов.
Летала с бейлисом и накрывшись пледом.
В какой-то момент «всплыла» установка «Высоко летать, больно падать! Однажды можно не подняться»…
«…Лучше поближе к земле и пластом…так безопаснее»…
Конечно, установка была и про реализацию.
Она скорее была про «не видимость и незаметность».
Не рискуй, не выделяйся.
Но так как слово «летать» было произнесено, то это вылезло в страхе
самолётов.
Сама установка то про войну…
Дедушка. Папин папа, фактически приполз с войны с осколком в лёгких.
А на войне то как?
Чтобы выжить, надо ползти и тихонечко так.
Ну не во всех, конечно, войсках.
Но в тех, где служил мой дедушка.
Вот такая программка выживания родовая…
Из уст в уста перешла как «высоко летать, больно падать»…»
Нужна ли эта программа человеку сейчас?
Конечно, нет.
Но поблагодарить этот страх и эту программку надо.
Выжил дед благодаря ей.
У нас почти у каждого есть программы выживания и глубинные страхи
из того времени.
«Останусь одна» — может иметь отношение к бабушке, которая ждала и,
возможно, не дождалась дедушку с войны.
И т.д. Ей было голодно, малые дети…
И она боялась, что просто не справится.
Это как пример…
Работая со страхом, хорошо бы понимать, насколько он реален и к месту ли он здесь.
Всем удачи!
М. Змитрукевич.
Каримова Дарья.
Получай статьи прямо на почту: