Про яркость восприятия жизни:
как на нас влияют цвета.
Цвета и ментальное здоровье.
Цвета для человека не просто яркие пятна.
Они оказывают влияние в самых различных сферах жизни.
Яркие цвета стимулируют память.
Во-первых: они привлекают внимание.
На этой особенности нашей психики строятся различные маркетинговые комбинации.
То есть, яркая этикетка более вероятно привлечет внимание к товару.
Презентация в картинках будет иметь больше успех, чем просто слайды с текстом.
Во-вторых: здесь срабатывает другой эффект. А именно ассоциативность.
Насыщенные тёплые оттенки жёлтого ассоциируются с положительными эмоциями.
Например, с солнцем, со спелыми фруктами и свежей хрустящей выпечкой.
С другими цветами дело обстоит так же.
В маркетинге важен контраст цветов.
Один яркий привлекающий внимание элемент рекламы должен
располагаться на спокойном фоне.
Эту уже особенность мозга мы используем, когда выделяем важные фрагменты текста неоновыми маркерами.
Яркий интерьер повышает работоспособность.
Согласно некоторым исследованиям, яркий интерьер повышает работоспособность.
Притом, что разные цвета по-разному влияют на различные виды профессиональной деятельности.
Например, красный способствует когнитивной деятельности и точным расчётам, а синий —творчеству.
Здесь важно не перегнуть палку, чтобы цвет стен и элементов интерьера не отвлекал от работы и
не перетягивал на себя излишнее внимание работников. Поэтому, в офисах, как правило, цвет стен нейтральный.
Однако в интерьере могут присутствовать яркие элементы, например, кресла.
Цвет посуды влияет на аппетит.
Эту особенность мозга используют рестораны при оформлении интерьера.
В частности на белых тарелках еда выглядит привлекательнее.
Срабатывает эффект контраста.
Влияет на аппетит не только цвет посуды, но и цвет самой еды.
Поэтому в частности при приготовлении колбасы используют краситель,
чтобы придать серому мясу более аппетитный розоватый оттенок.
Цвет одежды влияет на первое впечатление о человеке.
Важно влияние цвета одежды на восприятие человека в целом.
Особенно если речь идёт о знакомстве и первом впечатлении.
Во многих культурах красный цвет был цветом высшего сословия.
Конечно, выбирая одежду, важно учитывать ситуацию.
Явиться в красном платье на собеседование к работодателю или в офис, где действует чёрно-белый
дресс-код — не самое лучшее решение.
Во всех ситуациях важно помнить про субъективное восприятие цвета другим человеком.
Кому-то может откровенно не нравится чёрный.
Например, он может ассоциироваться с чем-то скучным или,
наоборот, с трауром. Поэтому, в выборе одежды не всё так однозначно.
Как бы то ни было, но цветовая гамма влияет на восприятие вас собеседником.
Цвета и ментальное здоровье.
По цветам, которым человек отдает предпочтение, можно сделать вывод о его ментальном здоровье.
Для этого попросите человека нарисовать в красках своё эмоциональное состояние.
В частности, люди с повышенной тревожностью, как правило, выбирают тёмно-синий цвет.
А люди с депрессией — серый. Светло-синий говорит, что всё в норме.
По средством различных техник арт-терапии человек может лучше узнать и понять себя.
Через них же можно корректировать своё эмоциональное состояние.
В частности снизить симптоматику депрессии или простимулировать умственную деятельность
пациенту, страдающему деменцией. Или притупить болевое восприятие.
Арт-терапия может использоваться не только во время работы
со специалистом.
Вы можете применять некоторые техники дома самостоятельно.
Простейшей техникой арт-терапии является раскраска.
Ребёнок концентрируется на выборе оттенка и отвлекается от внутренних переживаний и внешних воздействий.
Конечно взрослому человеку трудно представить себя раскрашивающим картинки.
Но обычное рисование цветными карандашами или красками значительно помогает снизить стресс.
Тем более, что рисовать вы можете в любом графическом редакторе.
Как это работает.
Цвет, который видит глаз — не есть собственно характеристика объекта.
Если вдаваться в особенности физиологии, мы «видим» не глазом.
Глаз — своего рода проводник. Мы же воспринимаем обработанную мозгом информацию.
Каким в действительности является объект, при взгляде на него сказать невозможно.
Один и тот же предмет два разных человека могут воспринимать в разных оттенках.
Особенно это свойственно сине-зелёной гамме.
Почему цвета оказывают сильное эмоциональное воздействие.
С одной стороны всё дело в неких универсальных объектах, с которыми наш
мозг идентифицирует тот или иной цвет:
— небо — голубое или синее;
— трава — зелёная;
— солнце — жёлтое;
— лёд — серо-голубой;
— снег — белый;
— кровь — красная и так далее.
Это сопоставление происходит, как правило, неосознанно.
Поэтому голубой и зелёный — успокаивают, а красный — будоражит. Желтый — наполняет теплом и радостью.
С другой стороны — сильно влияние общественного мнения, и исторически сложившихся культурных
стереотипов таких, как цветовая символика:
— черный — траур;
— белый — чистота (в значение стерильности) и невинность и так далее.
Вспомним так же цветовые сочетания: сигналы светофора, религиозную
символику (в зависимости от вероисповедания она может быть разной),
геральдику или символику здравоохранения.
По средствам цветов можно манипулировать сознанием масс. Например, как это делает реклама.
Ведь какие-то цвета будоражат, другие вызывают чувство умиротворения, третьи — интригуют.
Например, такой неоднозначный цвет, как чёрный, может одновременно ассоциироваться с трауром,
строгость или тайной.
Т. Колесникова.
Дарья К.