«Хорошие» и «плохие» цели.
Терапия прокрастинации.
Один из этапов терапии прокрастинации в КПТ подходе включает в себя
изменение плохих целей на хорошие.
Что же значит «плохие цели» в подходе и что значит «хорошие цели»?
Плохие цели — это такие цели, которые не имеют чётких границ, не обозначены во времени, они не достижимы
и они не экологичны.
То есть человек, например, хочет начать изучать язык, но при этом он ставит себе непосильную задачу.
Важно в терапии понять, что вообще его цель может быть хорошей.
«Хорошая цель» — это такая цель, которая помогает человеку понять, что он её достиг и мог достигнуть.
И что она может быть конкретной, измеримой, достижимой, экологичной.
И хорошие цели всегда нас поддерживают, потому что с их достижением
мы чувствуем себя более уверенными.
А плохие цели нас демотивируют, потому что они для нас непонятны,
непонятно достигли мы их, или не достигли.
Непонятно, мы идём к ним, или не идём мы к ним…
Поэтому, как правило, подспорьем целеполагания является «модель Smart».
Она настолько хорошо известна большинству людей, которые часто занимают какие-то
управляющие позиции, что здесь проблем чаще всего не возникает.
А вот проблемы возникают в том случае, если человек не знаком с этой моделью.
И тогда приходится нарабатывать навык целеполагания.
Этот навык целеполагания необходим человеку, который прокрастинирует.
Примеры, которые демонстрируют что отсутствие навыка целеполагания серьёзно
подрывает психологическое спокойствие человека.
1. Например, женщина которая имела в детстве тираничную мать,
которая требовала от неё недостижимых результатов, никогда не хвалила,
не очерчивала задачи, теперь в отношении ведет себя также.
Например, в изучении языка у неё нет нормативов того, сколько часов в день,
в неделю она тратит на изучение языка.
И нет норматива, сколько слов она изучает в течение недели; нет норматива того, сколько часов она
посещает своего репетитора.
И всё это про простраивание внутренних границ в личности, воспитания в нём структурирования;
собственного временного; целеполагания и тайм-менеджмента.
2. Мужчина, у которого был отец с очень слабыми границами.
(И он передал ребёнку эту неспособность их строить).
Он имеет имеет привычку того, чтобы готовиться к отчёту в последний момент.
И почему он это делает?
Потому что он не способен оценить количество времени, которое необходимо
затратить на отчёт и распределить это время пропорционально рабочим дням.
То есть, например, если отчёт должен состоять из десяти разделов, и у него
осталось пять рабочих дней, то понятно, что каждый день нужно
делать два раздела.
И хочешь — не хочешь, а два раздела выполнить.
Этого дети со слабой отцовской функцией не могут. Психолог выступает как тренер этого процесса.
Вывод.
Умение ставить достижимые цели, хорошие цели — это основа психического благополучия любого человека.
И плохие цели нас разрушают, а хорошие цели нас созидают.
А. Ворончихина.
Дарья К.
Получай статьи прямо на почту: